gogasy (gogasy) wrote,
gogasy
gogasy

Category:

ЛУНОТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКИХ МАНУСКРИПТАХ

Георгий Сердцев

ЛУНОТЕЧЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКИХ МАНУСКРИПТАХ


Анализ древнерусских манускриптов показал, что лунотечения в Часослове, Псалтири, Сборнике для 1409-1531 РХ идентичны друг другу, но принципиально отличаются от данных работы Региомонтана для 1475-1531 РХ, которые полностью эквивалентны современным данным.
Из расписания церковных праздников следует, что даты христианской Пасхи полностью соответствуют современным представлениям, однако даты еврейской пасхи отстают от современных на 2-3 дня, а день недели Рождества Христова в високосный год не соответствует современному.
Сделан вывод, что Часослов, Псалтирь и Сборник написаны не ранее середины 17 века после григорианской реформы с целью подтвердить существование в 1409-1591 РХ церковных праздников, образованных по единым правилам.


George Serdtsev PHASES OF THE MOON IN OLD RUSSIAN MANUSCRIPTS.

The analysis of old russian manuscripts has shown, that Phases of the moon in Часослове, Псалтири, Сборнике for 1409-1531AD are identical each other, but essentially differ from data of work Региомонтана for 1475-1531AD which are completely equivalent to modern data
From the schedule of church holidays follows, that dates of Easter completely conform to modern concepts, however dates of Passover lag behind from modern for 2-3 days, and day of week of Christmas in a leap-year mismatches modern.
It is drawn a conclusion, that Часослов, Псалтирь and СБОРНИК the middle of 17 centuries after the Gregorian reform with objective are written not earlier to confirm existence in 1409-1591AD the church holidays formed by uniform rules.


1. Введение
О состоянии дел в пасхальной науке Руси можно судить по тому факту, что когда в 50-е годы XVIII в. рязанский архиепископ Симон, будучи в Новгородской семинарии преподавателем латинского языка в классах грамматики, интересовался пасхальной хронологией и в особенности Ручной Пасхалией, которую он «слыхал и несколько на чертежах видел.., но не понимал, да и рассказать было некому, ибо знающих было весьма мало, да они же из простых людей, а ежели что-нибудь и знали, то скрывали свое знание».
В 1771 г. Симон опубликовал Старообрядческую Ручную Пасхалию под заглавием «ручная выкладка Пасхалии» [1], в которой две различные линии вычислений (лунные пасхальные термины на правой руке и солнечные на левой) соединялись через исправную букву, что позволяло установить дату Пасхи и даты всех передвижных праздников и постов.
Автором настоящей работы [2] была предложена табличная методика расчета дней Пасхи, основанная исключительно на ручном старообрядческом пальцевом счете конца XVII века, которая позволяла осуществлять расчет Пасхалий непосредственно в годах от Сотворения Мира без запоминания сложных мнемонических правил расположения букв на пальцах.
Был установлен факт синхронизации недельного счета на левой руке «Дамаскина» с недельным календарем марта-апреля 1492 года.
Сопоставление результатов расчета Пасхалий по руке «Дамаскина» и по церковному календарю [3] показало, что полного совпадения дат Пасхи в диапазоне 1447-1583 не было ни в одном лунном цикле. Наименьшее число расхождений (7) приходится на период 1524-1541, при этом в ряде случаев старообрядческая Пасха опережала традиционную Пасху на одну неделю.
В другой работе автора [4] была представлена принципиально новая трактовка образования средневековых пасхалий РКЦ, РПЦ и иудеев, что позволило с качественно новых позиций подойти к установлению более точного времени разработки православных пасхалий, а также выявить соответствие между пасхальными календарями Руси и Европы до и после григорианской реформы.
Новацией этой работы является установление факта принятия русской православной церковью католической пасхалии, которая была разработана РКЦ после григорианской реформы календаря в 1582РХ (по мнению автора – не ранее 1666 РХ), связанной с переносом равноденствия с 11 марта на 21 марта.
Ведь еще в 1659 РХ при описании библейских событий в Европе использовались круги Луны и Солнца, а также индикты соответствующие эре Скалигера, а не эрам сотворения мира или РХ [4].
Автором было выделено несколько ключевых моментов для привязки времени создания древнерусских манускриптов к основным хронологическим событиям средневековья.
1. Наличие самой ранней пасхи 22 марта свидетельствует о времени написания манускрипта после григорианской реформы календаря.
2. Присутствие кругов Луны и Солнца, а также индиктов, соответствующих дате Сотворения Мира в 4713 году до Рождества Христова, свидетельствует о времени создания документа после выхода работ Скалигера в 1583-1627 РХ.
3. Сочетание кругов Луны и Солнца, а также индиктов, соответствующих дате Сотворения Мира в 5508 году до Рождества Христова, означает время создания документа после выхода работы Петавиуса в 1662 РХ.
В очередной работе [5] автором, на основе осуществленного им же перевода, был проведен анализ Часослова [6], охватывающего пасхальными расчетами период 6933 – 6950 СМ (~ƧЦЛГ - ~ƧЦN), что при коэффициенте перевода 5508 соответствует 1425 - 1442 РХ.
Отсутствие в Часослове Пасх ранее 22 марта свидетельствует о времени его написании после григорианской реформы.
Было установлено, что христианские пасхальные дни Часослова полностью соответствуют современному расписанию, в то время как дни недели Рождества Христова в високосные годы не соответствуют современным, что свидетельствует о компиляции текста из источников с разными способами определения високосных лет.
Кроме того, расписание полнолуний и новолуний принципиально отличается от такового, принятого в настоящее время.
Выявлено, что еврейская пасха наступала на 2-3 дня позднее дат, получаемых современными расчетами.
Сохранение купированной части текста Часослова, а также начало отсчета церковных событий с 17 круга Луны, позволило установить, что таблица подвижных и неподвижных церковных праздников начиналась с 6917 СМ (1409 РХ), для которого круги Луны и Солнца равны единице, а индикт равен двум. В это время в центральной Руси равноденствие приходилось на 12 марта 5:05 местного времени, а равноденственное полнолуние - на воскресенье 31 марта 10:58 и согласно современным данным в 1409 РХ еврейская пасха отмечалась 31 марта, а христианская – 7 апреля.
В настоящей работе продолжены исследования принципов становления древнерусских пасхальных расчетов на основе сравнения лунных расписаний Часослова с другими русскими (Псалтирь, Сборник) и европейскими (Региомонтан) манускриптами, содержащими фазы Луны и расписание церковных праздников .

2. ЧАСОСЛОВ
В работе [5] автором подробно исследованы лунотечения и расписание церковных праздников Часослова [6], охватывающего интервал 1409 -1473РХ.
В Часослове, датированном началом ХV века, на л. 337-347 приведены расписания новолуний и полнолуний для значений кругов Луны от А=1 до ФI=19.
На л.л. 347-348об частично удалён текст и оставшаяся часть замазана темной краской, через которую часть текста проступает.
На л.л. 348об-351об приведены расписания пасхалий и других церковных праздников в интервале 6933 – 6950 СМ (~ƧЦЛГ - ~ƧЦN), что при коэффициенте перевода 5508 соответствует 1425 - 1442 РХ.
На л. 351об часть текста удалена и остатки текста замазаны краской. Можно предположить, что удален текст, содержащий расписание церковных праздников для 6951 СМ (1443 РХ).
На л. 352 и части л. 352об размещена молитва.
Со второй части л. 352 и до л.355об приведено расписание церковных праздников для 6952 - 6960 СМ (1444 - 1452 РХ). Со второй половины л.л. 355об, 356, 356об, 357, 357об текст замазан.
В Часослове приведены расписания новолуний и полнолуний, значения кругов Луны и Солнца, индикты, основания (фемелии), дней недели Рождества Христова (24 декабря), а также неподвижных и подвижных церковных праздников во временном интервале 6933 – 6950 СМ.
Анализ листов 336- 357 Часослова показал, что самое большое значение дневных часов, упоминаемых в Часослове, составляет 15 (июль 10 круга), а самое большое количество ночных часов - 15 (ноябрь 18 круга), что свидетельствуют об использовании в момент написания манускрипта «равных» [7] часов.
Для перевода равных часов использовалась работа [8], в которой сутки делились на 24 равных по длительности промежутка времени с той разницей, что дневные и ночные часы считались по отдельности, а точками отсчета оставались моменты восхода и захода Солнца. Для широты С-Петербурга (Белоозёрский монастырь) длительность дневных часов в декабре составляет 6 часов и длительность ночных часов в июне – 6 часов.
После исправления явных ошибок и перевода равных часов в современное представление осуществлено сравнение полнолуний Часослова с данными, приводимыми в современных астрономических таблицах НАСА.
На рис.1 приведены фазы Луны Часослова с плавающим началом суток днём от 3:00 до 9:00, пересчитанные на современное начало суток в 24:00.

лунотечение Часослова

Рис. 1. Лунотечение Часослова в интервале 1409-1447 РХ.

Автором было установлено, что характер лунотечений принципиально отличается от сегодняшних представлений. Такое различие можно объяснить отсутствием регулярных астрономических наблюдений за фазами Луны и осуществление расчета временных параметров лунотечения на основании средней длительности лунного месяца по разности времени полнолуния на 1-ом и 19-ом круге Луны. Средняя длительность лунного месяца Часослова «ЛУНОЕ ТЕЧЕНИЕ Луна имать дни КФ=29 и полдни и пол часа и пятую часть часа» (29дн12час42мин = 29,529167 суток) меньше, чем принято в настоящее время (29,5305888 сут). Такая длительность приводит к 4-х часовой ошибке времени наступления девятнадцатилетних полнолуний.
В Часослове приведен рисунок, на котором кроме букво-цифр ключа Пасхи, пронумерованы дни недели начиная от воскресенья (А) до субботы (З). Справа от рисунка присутствуют буквы РКЕ=125, которые можно прочитать как 7125 СМ (1625 РХ). В свою очередь, в следующем 7126 СМ круг Луны и индикт равны 1, а круг Солнца равен 14.
126 ИМА = 7126 СМ (M = 1, S = 14, I = 1) = 1626 РХ



На л. 239 для года 6936 СМ (1428 РХ) приведена дата пасхи 28 марта в то время как пасхалии дают дату 4 апреля.
На рис.2 приведен лист Часослова с перечислением церковных праздников от 6933 СМ.

clip_image002
Рис.2. Церковные праздники Часослова с началом в 6933СМ

Следует отметить, что в эре Диоклетиана 1141 Д (6933 СМ) имеет золотое число 1.
Поэтому купирование текста с 6917 СМ (1409 РХ) по 6933 СМ (1425 РХ) можно объяснить тем, что сохраненный текст начинается в 6933 СМ (круг Луны 17) именно для привязки к эре Диоклетиана, существовавшей в Европе до работ Дионисия (1667 РХ).

3. ПСАЛТИРЬ

Псалтирь, Четвероевангелие и Устав церковный, полууст. двух почерков, напис. около 1500 года, в лист, 435 листов, заставки фигурныя с красками [9].
Электронная версия Псалтири снабжена следующим комментарием.
«л. 1–26. Псалмы Давидовы и Песни библиейския, оканч. послесловием из Диоптры: Словеса убо писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец. В любителех душепитательных словес кое убо будет когда благых насыщение?
л. 27–91. Четвероевангелие. – Статьи, предваряющия текст евангельский, суть: Молитва, приступающаго к чтению Евангелия. Сказание преемлющее всего лета число евангельское и Евангелистом преятие, откуду начинают и до где стают. Подобаеть ведети и се, яко не держить церкви вселенскаа ни на блаженах, ни на литургиах чести апостол и евангелие. Ведомо буди, яко четыре суть евангелиа и ниже множае, ниже умаленее. Главы и предисловие Феофилакта, архиеп. Болгарскаго.Последния помещены и пред прочими Евангелиями теже, какия под № 66, но здесь предисловие к евангелию от Луки разделено на две половины, – первая о Евангелисте и Феофиле помещена в начале, а другая о родословии Иисуса Христа в конце. Кроме сего пред евангелием от Иоанна, после глав и предисловия, прибавлено: Сказание Еуагелие чьсти на св. Пасху на литургии, а по окончании текста евангелия: От деаниа св. апостола и еуагелиста Иоанна Богослова. См. № 66 л. 448. В конце каждаго евангелия приписи о времени его написания и числе стихов теже, какия показаны там же. Кроме обыкновенных зачал каждое евангелие делится еще на пять больших отделений для домашняго чтения. См. Там же.
За текстом евангельским следуют:
л. 86. Съборник 12-мь месяцом, сказуа главы коемуждо еуангелию избранным Святым и праздником Господскым. Месяцеслов сокращенный, впрочем из русских Святых упоминается имен 10.
л. 88 об. Сказание, како чтутся еуагелиа въскресна и повседневнии от Пасхы до всех Святых, на утрени и на литургии всего лета. Еуагелиа въскреснаа утреняа 11. Прокимни въскресни еуагелиямь утренимь въскресным. Еуагелиа различни на всяку потребу. Прокимни въскресни и аллилуаре осмимь гласовом и дневнии. В заключение написано замечание о пении стихов при чтении 12 страстных евангелий тоже, что под № 66 л. 469.
Далее тем же мелким, четким полууставом:
л. 91 об. Правила днем, в няже нелепо врачеватися, но блюстися месяца кросиница – генваря (?), и проч., показаны некоторыя числа всех месяцов, но прочие месяцы без славянских названий, а за тем – дни благополучные в году.
л. 92. Круги лунные, числом 19.
л. 93 об. Изложение пасхалии на осмую тысящу лет, повелением Государя В. Князя Иоанна Васильевича всея Руси, преосвященным Зосимою митрополитом всея Руси, в нейже чяем всемирнаго пришествия Христова. После сего предисловия следует Пасхалия от 7004 (1496) до 7019 (1511) года.
С л. 95 до конца ркп. полууст. крупный другой руки. Листы 95 и 96 занимают таблицы под заглавием: Алфа, круг велик миротворный обиходит на 500 лет и на 32 и паки обращается на первое.
л. 97. Опять круги лунные, оканч. статьей о замечат. днях в году, которая в средине имеет надпись: Сказание известно лунным годом, когда сеати и садити и врачевати, а под конец: Ино сказание днем, от нихже достоить хранитися врачеваниа человеком и скотом, ни крови пущати, но блюстися их всегда.Срав. выше л. 91 об.
л. 104. Устав церковней службе иже во Иерусалиме св. лавры препод. и богоносн. отца нашего Савы, имея всю службу и устав церковный; сийже устав и служба бывает в прочих сущих во Иерусалиме. Глав 44, впереди оглавление, в конце предисловие.
л. 144. Предание по уставу пребывающим иноком скитьскаго жития, правило о келейном трезвении и о дневном пении, еже мы приахомь от Отець наших. В конце: Правило келейное в безмолвии седящему.
л. 178. Марка Иеромонаха съписание трудолюбезно о неведомых уставу. Глав 81, впереди оглавление.
л. 213. Последование церковнаго собраниа по уставу иже во Иерусалиме св. лавры препод. и богоноснаго отца нашего Савы. Следующия за сим статьи, к Уставу относящияся, теже и в томъже порядке, какия под № 244 л. 298–438.
На первом порожнем листе: Живоначальныя Троицы, на конечном, приклеенном к нижней доске: Сергиева ма(на)стыря.»
В комментарии к л. 93 Псалтири указан последний год пасхалии 7019, однако на самом листе приведен последний год ~ЗИI= 7018 СМ (1510 РХ).
На рис.3 и рис.4 приведены фрагменты Псалтири.
Захват-2
Рис.3. Первый лист Псалтири.

Лунотечение Псалтири
Рис.4. Лунотечение Псалтири.

На рис.4 приведен фрагмент листа с началом изложения церковных событий от ~ЗД года (7004=1496 РХ).
Начало изложения пасхалии на восьмую тысячу лет именно c 7004 СМ легко объясняется тем, что первый пасхальный цикл длительностью 96 лет был рассчитан от 6917 СМ (1409 РХ) для которого круги Луны и Солнца совпадают и равны 1, а индикт равен 2.
Именно этот первый пасхальный круг приведен в Часослове, рассмотренным автором в работе [5].
К моменту написания Псалтири 96-летний пасхальный цикл, который образуется из-за того, что начала первого и пятого лунного цикла приходятся на один и тот же день недели, уже был установлен.
Для первого года начала отсчета в Псалтири приведены следующие астрономические и хронологические параметры, соответствующие именно 7004СМ (~ЗД):
Круг Солнца Д=4, круг Луны ВI=12, фемелио ЕI=15, индикт ДI=14.
В табл. 1 приведены данные Псалтири по датам Рождества Христова, еврейской и христианской Пасхи в сравнении с современными данными.
РХ, евр, пасха
В Псалтири, как и в Часослове, день недели Рождества Христова не совпадает с днем недели, получаемым при вставке високосного дня после 28 февраля. Противоречие устраняется, если високосный день вставлялся не в конце февраля, а в интервале 25 декабря того же года – 1 марта следующего нечетного года.
Однако день недели христианской пасхи для этого же года приходится на воскресенье лишь при условии вставки високосного дня в начале четного года.
Такая ситуация возможна лишь при объединении в одной рукописи данных из первоисточников с различными способами образования високосов.
В Псалтири, так же как и в Часослове, дни еврейской пасхи (Фасевреом) на 2-3 дня позднее дат, даваемых современными таблицами.
Выделяется дата еврейской пасхи для 1500 РХ. В Псалтири - это пятница 17 апреля, в то время как современные таблицы дают значительно более раннюю дату – воскресенье 15 марта.
На рис.5 приведен фрагмент Псалтири с началом отсчета церковных праздников в ~ЗД=7004 СМ (1496 РХ)
фрагмент Псалтири

На рис.6 приведено лунотечение по данным Псалтири для диапазона лет 7004-7019 СМ (1496-1511 РХ). Характер лунотечения в течение 19-ти летнего цикла радикально отличается от современных данных и полностью эквивалентен данным Часослова.
лунотечение Псалтири НАСА
Рис.6. Лунотечение Псалтири для диапазона лет 7004-7019СМ (1496-1511РХ).

Средняя длительность лунного месяца Псалтири «ЛУНОЕ ТЕЧЕНИЕ Луна имать дни КФ=29 и полдни и пол часа и пятую часть часа» (29дн12час42мин = 29,529167 суток) меньше, чем принято в настоящее время (29,5305888 сут).

4. СБОРНИК

Сборник, полууст., напис. 1487 г., в осьмушку, 334 листа [10].
Электронная версия Сборника снабжена следующим комментарием.
«л. 1. Мес. септеврия в 1 день, житие св. Сумеона Столпника. Чудес 8. См. № 747 л. 242.
л. 28. Житие и жизнь препод. отца нашего богонос. Сергия, в немже имать и от божественных чюдес его. Списано священноиноком Пахомием Святыя горы. Нач. Приидете честное и святое постник съсловие, приидете отци и братия. Чудеса доведены Пахомием до 1449 года; теми же чудесами оканчивается и первопечатное издание жития преп. Сергия в главе 53-й, но с ошибочным 1468 годоуказанием. В ркп. Синод. библ., писан. 1459 г. последняя запись о чудесном исцелении коломенской инокини Мариамии стоит также под 1449, а не под 1468 годом.
л. 160. Мес. маия в 9 день, Слово на пренесение мощем св. отца нашего Николы от Мир в Бар град. Нач. Присно убо должни есьмы, братие, праздникы Божия творяще в честь держати. Русское, см. № 9 л. 209. В конце чудес 15.
л. 227. Мес. маия 23, обретение честнаго тела св. святителя Леонтия, епископа ростовскаго и чюдотворця. Нач. Сь бе блаженый Костяньтинаграда рожание и въспитание. См. № 745 л. 94.
л. 232. В тойже день, Слово св. отца нашего Никиты Столпъника переяславскаго. Нач. Никита препод. отець наш бе рожен и въспитан в граде Переславле.
л. 254 об. Месяць септеврий имать дни 30, день имать час 12, а нощь 12. Месяцеслов (полный) на весь год. Из русских Святых записаны многие, в том числе маия 14: св. и правед. Исидора чюдотворця уродиваго Христа ради. (Исидор преставился 1474 г., след. в Святцы внесен чрез 12 лет).
л. 292. Лунное течение. Кияждо бо луна имать дни 29 и полдни и пятую часть и полчаса.
л. 310 об. Мес. марта 17 день, житие и жизнь Алексея человека Божия. Нач. Бе мужь благоверен в римстем граде, именем Ефимьян.
л. 324 об. Слово о христьянине, иже вземше у жидовина злато и клятся ему, яко не взем.
л. 329 об. Притча св. Варлама о печали житийстей, и о суетнем богатьстве, и о милостыни. Нач. Человек некто име три другы, двою же любляше и штяше, а на третьем небрежение имаше велие.Послесловие: В лето 6995 (1487) индикта пятое, на память святых и боговенчанных великых царей и равных Апостолом Костянтина и Елены, матере его, написана книга сия замышлени(ем) и старанием раба Божия Феодора Ивановича, а писавы ея многогрешный и многопорадованно и зелным трудом служисте руце мои в благохранимом граде Ростове, при Вел. Князе Иване Васильевиче и при его сыне Иоане Ивановиче и при освященном археепископе Иесаафе ростовьском и ереслаавьском. Списана бысть книга сия многогрешным рабом Божиим Зисиропом (с тарабар: Филимоном) о Христе Исусе Сыне Божии, аминь. Тут же другим почерком: А се книга Ионы Феодоровича, а дал ему отець.»
На рис.7 приведен лист Сборника с датировкой времени его написания в 6995 СМ (1487 РХ), а на рис.8 приведено лунотечение Сборника с указанием времени полнолуния (ущерб) и новолуния (рожд) в равных часах дня и ночи.
Изложение начала астрономических и церковных событий в Сборнике начинается с 6995 СМ (1487 РХ), что на один круг луны (19 лет) ранее данных Псалтири (см. рис.9).
Видно, что способ представления одной и той же даты на листах 334 и 308 различный. В тексте для обозначения числа 90 используется буква-цифра Y=90, а на листе 334 с датой написания манускрипта используется представление (Ф десяте)=90.
стр Сборника

лунотечение сборника и пасхи

Характер лунотечения и расписание церковных праздников Сборника эквивалентны таковым Часослова и Псалтири.
Даты христианской пасхи полностью соответствуют современным представлениям, даты еврейской пасхи отстают от современных на 2-3 дня, а день недели Рождества Христова в високосный год не соответствует современному.
В отличие от Часослова даты ранее 7000 лет даны в Сборнике букво-цифрой ~SЦYE, а не ~ƧЦ
Средняя длительность лунного месяца Сборника «ЛУНОЕ ТЕЧЕНИЕ Луна имать дни КФ=29 и полдни и пол часа и пятую часть часа» (29дн12час42мин = 29,529167 суток) меньше, чем принято в настоящее время (29,5305888 сут).

5. РЕГИОМОНТАН

На рис.12 приведена таблица лунотечений из работы Региомонтана [11], подробно рассмотренная на сайте http://consilium.edgeways.ru/forum/read.php?1,322018,322018#msg-322018.
В этой таблице CON- conjunction, соединение солнца с луной, астрономическое новолуние. OPPO – оппозиция луны солнцу, астрономическое полнолуние. Напротив даты стоят три числа: цикл, часы и минуты полнолуния.

табл лунотечений Региомонтана
Рис.12. Лунотечения из работы Региомонтана.

Как было установлено автором [4], работа Региомонтана появилась после работ  Скалигера для обоснования григорианской реформы (1661-1690?).
Было отмечено, что годы високосного скачка положения Солнца на небосклоне не совпадают с современными данными, но коррелируют с днями Рождества Христова, приведенными в Часослове, Псалтири и Сборнике для високосных лет.
Сравнение лунотечения работы Региомонтана для 1475-1532РХ с современными данными таблицы НАСА представлено на рис.13.
Региомонтан-НАСА
Рис.13. Лунотечение работы Региомонтана для 1475-1532РХ

Идеальное совпадение лунотечения Региомонтана с современными данными и принципиальное отличие от древнерусских работ того же временного диапазона можно объяснить только одним - работа Региомонтана является продуктом 17-18 веков, когда уже были осуществлены десятилетние планомерные наблюдения за фазами Луны.

6. ОБОБЩЕНИЕ

На рис.14 приведены лунотечения по данным Часослова, Псалтири, Сборника и Региомонтана, а также по современным данным таблиц НАСА.

Часослов, Псалтирь, Сборник, Региомонтан
Рис.14. Лунотечения по данным Часослова, Псалтири, Сборника и Региомонтана, а также по современным данным таблиц НАСА

В результате рассмотрения характера лунотечений и расписания церковных праздников, приведенных в Часослове, Псалтири, Сборнике и работы Региомонтана для 1409 – 1532 РХ, можно утверждать следующее
1. Даты христианской Пасхи полностью соответствуют современным представлениям, даты еврейской пасхи отстают от современных на 2-3 дня, а день недели Рождества Христова в високосный год не соответствует современному.
2. Средняя длительность лунного месяца (29дн12час42мин = 29,529167 суток) меньше, чем принято в настоящее время (29,5305888 сут).
3. Лунотечения Часослова, Псалтири и Сборника для 1-19 кругов Луны эквивалентны, но разительно отличаются от данных, приведенных в работе Региомонтана (традиционно датируемого 1475 РХ) для того же временного интервала.
4. Идеальное совпадение лунотечения Региомонтана с современными представлениями о движении Луны говорят об очень поздних астрономических наблюдениях Луны.
5. Часослов, Псалтирь и Сборник, содержащие время полнолуний и новолуний, а так же расписание церковных праздников, написаны в одно время после григорианской реформы в середине 17 века с целью подтвердить существование в 1409-1591 РХ церковных праздников, образованных по единым правилам.


ЛИТЕРАТУРА

1. С.В.Цыб Старообрядческие традиции в церковно-пасхальной науке XVIII-XIX вв. http://www.liturgica.ru/bibliot/pashalia.html
2 Сердцев Георгий. РАСЧЕТ ПАСХАЛИЙ НА ОСНОВЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПАЛЬЦЕВОГО МЕТОДА . http://consilium.edgeways.ru/public/index.php?doc=111
3. Программа расчета Православных, Католических и Иудейских Пасхалий по формулам Гаусса, а также подвижных церковных праздников в диапазоне 325-3099РХ http://www.liturgica.ru/index.html
4. Сердцев Георгий. ПАСХАЛИЯ В СВЕТЕ НАУЧНОЙ ХРОНОЛОГИИ. – Цивилизация знаний: проблемы модернизации России: Труды Одиннадцатой Международной научной конференции, Москва, 23-24 апреля 2010 г. – М.: РосНОУ, 2010. 422 с) http://edgeways.ru.mastertest.ru/public/index.php?doc=160
5. Сердцев Георгий. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ И ПАСХАЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ –Цивилизация знаний: проблемы модернизации России: Труды Двенадцатой Международной научной конференции, Москва, 23-24 апреля 2011 г. – М.: РосНОУ, 2011.
6. Часослов, нач. ХV века, 357 листов. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=017&page=1
7. А.В. Журавель Суточный счет в средневековой Руси (C), 2003 http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/zhurav1.htm
8. St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 459 http://www.e-codices.unifr.ch/manuscripts/film/csg-0459/csg-0459_023.jpg
9. Псалтирь, Четвероевангелие и Устав церковный, полууст. двух почерков, напис. около 1500 года, в лист, 435 листов, заставки фигурныя с красками. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=046&page=1
10. Сборник, полууст., напис. 1487 г., в осьмушку, 334 листа http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=761&page=1
11. Regiomontanus, Johannes: Kalendarium http://daten/digitale-summlungen.de/~db
Tags: Псалтирь, Региомонтан, Часослов, круг луны, лунотечения, расчет Пасхалий, таблицы фаз луны НАСА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments